Медицинский портал - Massmedic

Характеристика общего развития речи детей страдающих дизартрией. Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием. Лечение и коррекция

Одной из причин частого посещения логопеда могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), однако устранить данное нарушение гораздо сложнее. Именно в таких случаях специалист употребляет термин «дизартрия».

Определение термина

Как говорят специалисты, речевая дизартрия - это нарушение речи, при котором ухудшается связь между ЦНС (центральной нервной системой) и речевым аппаратом. Данное заболевание выражается в том, что произношение отдельных звуков или слогов затруднено. Возможно искаженное их произношение. Однако невозможно выделить, какой именно звук вызывает у ребенка затруднения, поскольку нарушенной является вся произносительная часть речи.

Внешние проявления заболевания

Основным показателем дизартрии является расстройство артикуляции отдельных звуков, а также дефекты голосообразования. Это касается нарушения темпа речи ребенка, ритма и интонации. Все эти особенности могут быть выражены в разной степени и сочетании. Зависит это от многих факторов: места поражения нервной системы (центральной и периферической), а также от тяжести имеющегося нарушения и времени, когда дефект возник.

Как слышится стертая дизартрия у детей? Речь ребенка с этим дефектом со стороны слышится так, будто он не в состоянии произнести многие звуки, например шепелявит и не выговаривает, как правило, согласные звуки, некоторые частицы речи как бы «проглатывает». Неспециалист может сказать, что речь напоминает разговор с полным ртом.

Признаки дизартрии

Характеристика дизартрии включает в себя такие признаки заболевания:

  • ограничение подвижности мышц лица;
  • нечеткая речь;
  • голос может быть тихим или, наоборот, резким;
  • ритм дыхания нарушен;
  • речь может быть ускоренной или, наоборот, замедленной;
  • проблемы с жеванием, полосканием рта;
  • общая неуклюжесть;
  • трудности с ежедневными выполнениями действий, таких как шнуровка или застегивание пуговиц.

Основные причины

Дизартрия - что это такое? Это нарушение речи человека, основной причиной которого являются различные повреждения нервных центров, которые расположены непосредственно в головном мозге. Они отвечают за артикуляцию, а именно за способность человека управлять органами, которые участвуют в образовании звуков речи и произношении их.

Помимо этого, причинами дизартрии могут быть:

  • черепно-мозговые травмы различной тяжести;
  • инсульты (в наибольшей степени способствуют развитию заболевания стволовые их формы);
  • заболевания головного мозга, например, энцефалит, менингит, а также опухоль;
  • рассеянный склероз;
  • родовые травмы или внутриутробные заболевания (инфекционные заболевания матери, токсикоз, алкоголизм, наркомания, затяжные или, наоборот, стремительные роды, асфиксия и др.).

Причины заболевания весьма специфичны, вот почему можно смело сказать, что дизартрия имеет строго определенное происхождение. В связи с этим и коррекция заболевания должна быть полностью направлена на то, чтобы устранить главный фактор, ставший причиной заболевания.

Формы дизартрии

Заболевание может быть выражено как в легкой форме, так и в тяжелой. Последняя чаще всего характерна для детей, имеющих диагноз "детский церебральный паралич", и является одной из составляющих патологии. Такие пациенты должны находиться под комплексным наблюдением как логопеда, так и врача-специалиста в особых образовательных учреждениях. В обычных дошкольных учреждениях и школах можно встретить детей с легкой степенью заболевания или так называемой стертой формой дизартрии. Эта форма проявляется в легкой степени ограничения работы артикуляционного аппарата, а также моторики ребенка, нарушениях произношения. Речь такого ребенка, как правило, окружающие понимают, но она в некоторой степени все же нечеткая.

Чему нужно учить ребенка?

Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно.

А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей - научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот.

Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде.

Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка - продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь.

Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности.

Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой.

Разновидности дизартрии

Данное заболевание может иметь различную причину возникновения, именно поэтому и выделаются разные его виды:

  1. Бульбарная дизартрия. Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом мозге или присутствие там опухоли. На бульбарную дизартрию указывают амимичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой.
  2. Спастическая или псевдобульбарная дизартрия. Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли. Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц.
  3. Подкорковая дизартрия может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в головном мозге. Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается. При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация.
  4. Корковая дизартрия. Что это такое? Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно. Очень часто его путают с алалией и дислалией.
  5. Мозжечковая дизартрия у детей. Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде. Основным признаком его является рубленая речь. В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков.

Диагностика заболевания

Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники.

Самая большая трудность в процессе диагностики может быть связана с тем, что отличить дизартрию, а именно псевдобульбарную и корковую формы, от похожей дислалии достаточно сложно. Именно поэтому и используются высокотехнологические методы обследования, которые помогают достаточно легко определить причину нарушения речи. Как было сказано выше, причиной дизартрии является очаговое поражение головного мозга. Могут использоваться компьютерная или магнитно-резонансная томография мозга.

Коррекция дизартрии

Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях - школах и садах.

Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам.

Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании.

Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы:

  • логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи;
  • специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи;
  • коррекция письма;
  • развитие пространственного мышления.

Развитие моторики

Вместе с проведением логопедических коррекционных занятий требуется развитие общей моторики ребенка. Хорошо зарекомендовала себя особая дыхательная гимнастика, автором которой является Стрельникова А. Н. Все упражнения направлены на развитие речевого дыхания. Помогут справиться с проблемой гирудотерапия, ЛФК, различные виды массажа, физические процедуры, направленные на укрепление организма. При проведении данных процедур ребенок должен находиться в дневном стационаре. Курс лечения, как правило, длится до 4 недель. После этого срока при положительной динамике лечение может продолжиться в амбулаторных условиях.

Для того чтобы дизартрия (что это такое, можно прочитать в начале статьи) была устранена, очень важно, чтобы родители обратились к специалистам на ранних стадиях.

Разделы: Логопедия

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из- за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС, в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии.

Большие трудности для выделения и распознавания представляет корковая дизартрия. Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, т.к. прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудно сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматическом строе речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи.

Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная )- возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза (насильственные непроизвольные движения) в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком (дистания - частая смена мышечного тонуса). Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе с близкими), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляционный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, "прорываются" гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодики (темп, ритм, интонация). Речь ребенка монотонная, смазанная, немодулированная, однообразная, голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в бормотание. У таких детей чаще всего страдает слух на высокие тона (нейросенсорная тугоухость), что осложняет речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Отмечается пониженный тонус в области мышц языка и губ. Язык тонкий распластанный, малоподвижный, отмечены трудности удержания артикуляционных укладов и слабости их ощущений (не может долго удерживать нужную артикуляционную позу). Движения языка не точные, наблюдается тремор языка (дрожание), а мягкое небо провисает и паритично. Нарушена координация движений, напоминает походку "пьяного" человека, страдает ориентация в пространстве. У таких детей подчерк размашистый.

В чистом виде данная форма дизартрии встречается редко.

Следующая форма дизартрии называется бульбарная , которая проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушается расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) (одностороннее поражение). Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У детей с таким дефектом нарушено глотание твердой и жидкой пищи, затруднен акт жевания. Недостаточная подвижность голосовых связок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают назальный оттенок. Также наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц (атония). Паретичное состояние мышц языка является причиной искажения звукопроизношения. Речь невнятная, нечеткая, замедленная. В речи отсутствуют звонкие звуки, они оглушаются в результате пареза голосовых связок.

Кроме того, нарушается произношение губных звуков по типу приближение их к единому глухому щелевому губно-губному звуку, смычные согласные приближаются к щелевому, переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку. Лицо ребенка амимично.

Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (двустороннее поражение). По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т.е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются затруднения в звуковом анализе. Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса. Особенно ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта. Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова за счет перестановки букв, пропуск букв, сокращение слоговой структуры из-за недописывания слогов. В письме детей-дизартриков распространены такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управление) и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.

Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.

Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.

Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное.

Классификация очень сложная и объемная. Детям в речевых садах чаще всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой. Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте - логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.

3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии - а н а р т р и я - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Также для детей - дизартриков характерны следующие отличительные особенности: они не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. После многократных тренировок дети начинают самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Такие детки не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Данные особенности речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Литература.

  1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 400 с.
  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия.- М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1999.- 680 с.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.

Быстрый переход по странице

Человек – это единственное из живых существ на нашей планете, которое обладает «второй сигнальной системой». Так называется информация, которая «закодирована» в звуках, и организована с помощью речи. Конечно, сигналы подают и другие обитатели нашей планеты. Целая система «опознавательных знаков» существует, например, у высших приматов и дельфинов. Но только у человека существует звуковая интерпретация алфавита, с помощью которой можно передать и получить гораздо больше информации, чем существует в наше время.

Для этого и существуют речевые органы – связки, аппарат вокализации, а также мягкое небо, губы и язык. Головной мозг с развитой корой научился настолько тонко регулировать процесс произношения отдельных звуков, слогов и слов, что этот процесс и по сей день остается одним из самых сложно организованных моторных актов, который постоянно контролируется слуховыми воспринимающими центрами.

С раннего детства человек учится общаться с окружающими. Но иногда этот процесс нарушается. У взрослых также встречаются ситуации, при которых возникают длительные или кратковременные речевые нарушения. Это состояние называется дизартрией. Как определяет его медицинская наука?

Что это такое?

Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных протезов также может «шамкать», и во рту у него будет «каша». Но, как только он вставит зубы, то речь сразу нормализуется. В случае дизартрии поражаются различные уровни, «заведующие» речью – от корковых зон, где и находятся тела моторных нейронов, и до проблем с иннервацией мышц, которые и «выдают» речь.

Нарушаться может произношение звуков, возникать неправильное дыхание (поскольку без дыхания никаких звуков вообще произнести невозможно), могут появляться расстройства голоса, темпа, ритма речи и многие другие признаки. Например, назолалия – гнусавость и произнесение слов в «нос». Всем известная речь позднего Брежнева, которую так успешно пародируют – это не что иное, как дизартрия, только старческая, связанная с нарушениями стволового и коркового кровообращения.

Дизартрия – нарушение речи, при котором она все-таки существует, пусть и в дефектном виде. В том случае, если речь полностью отсутствует – то говорят об анартрии. Анартрия – это тяжелое приобретенное состояние, которое часто возникает после инсультов и тяжелых травм. А вот в том случае, если малыш, например, в неполноценной семье, будучи больным ребенком, так и не научился говорить – то говорят о таком диагнозе, как алалия. Это специальный, «логопедический» диагноз.

Я специально немного отклонился от темы, чтоб показать — существует много разновидностей речевых нарушений. По каким причинам может возникать дизартрия у детей и взрослых?

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

У взрослых, как правило, случается внезапное заболевание, которое не может остаться незамеченным. Именно оно и приводит к дизартрии. Это тяжелые инсульты, клещевой энцефалит, ушибы головного мозга, после которых пациент долгое время находится без сознания.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи). Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам. Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость голосовой мускулатуры не позволяет общаться.

Мы уже коснулись кратко различных форм болезни. Обобщим информацию. Существует как центральная, так и периферическая форма дизартрии. К центральным относится:

  • Стволовая форма (инсульты, ДЦП). Поражается ствол мозга.

Для этой формы характерно отсутствие рефлексов (например, рвотного). Мимические мышцы не работают, тонус мышц ротовой полости и языка снижен. По сути, это – периферический паралич. Есть нарушения глотания и жевания, поперхивание, возникает афония. Все согласные звуки не различаются, а гласные получаются в виде мычания.

  • Псевдобульбарная дизартрия.

При ней поражаются проводящие моторные пути от коры до ядер черепно-мозговых нервов, которые «заведуют» речью. Это лицевой нерв (мимическая мускулатура), тройничный (жевательные мышцы, чувствительность кожи и слизистых полости рта), языкоглоточный, блуждающий и подъязычный (движения языка, неба, голосовых связок). Речь также смазанная, с грубым нарушением свистящих и шипящих звуков, и имеет носовой оттенок («брежневская речь»). Язык «не слушается» во рту. Очень трудно переключить одну артикуляционную позу на другую, есть склонность к стереотипии;

  • Экстрапирамидный вариант (при тиках, треморе, болезни Паркинсона, хорее).

Связан с изменением тонуса мышц, появляются бессознательные речевые автоматизмы, мимические нарушения. Иногда возникают непроизвольные выкрики, сознательный контроль над функцией речи ослаблен. Ритмика речи страдает, часто возникают заикания, дрожание голоса;

  • При поражениях мозжечка (нарушается координация в работе мышц).

Мозжечковая дизартрия часто проявляется толчкообразной, «скандированной» речью. Это не что иное, как интенционный тремор, только не пальцев рук, а речевых мускулов. Такие эпизоды речевых «толчков» перемежается невнятной и замедленной речью, часто есть признаки органической мозжечковой симптоматики.

  • При нарушениях коры, когда нарушаются поля нейронов, отвечающих за двигательные речевые реакции (например, при субдуральном кровоизлиянии).

Эта форма напоминает моторную афазию при инсульте, но, в отличие от афазии, человек может читать, писать, и понимать письменную речь. Нарушается артикуляция, трудно использовать характерные позы языка и губ, при этом все нервы и мышцы, координация движений, сила и тонус вокального аппарата, языка и губ полностью сохранны.

Степени тяжести заболевания

Как и любой другой диагноз, дизартрию классифицируют по степени расстройства. Это удобная классификация для ее использования в лечебной практике:

  • Скрытая форма, которую может выявить только специалист при обследовании и тестировании. Коммуникативные навыки и общение не страдают;
  • Вторая степень – вербальное общение сохранено, но трудности и дефекты заметны окружающим;
  • Третья степень. Для полноценного общения нужен с пациентом специальный навык, поэтому только близкие понимают больного, а посторонние люди – частично и не всегда;
  • При четвертой степени можно ставить диагноз анартрии. Даже много лет совместно проживающие близкие люди не понимают речи больного.

Дизартрия у детей

Речевое развитие ребенка всегда протекает ассоциировано с повышением функциональной активности других зон коры головного мозга. В ней «созревают» поля, которые в будущем отвечают за чувствительность, и все виды произвольных и автоматических движений. Поэтому у малышей, которые страдают дизартрией, также нарушается мелкая моторика, поскольку речь – это не что иное, как та же самая «мелкая моторика» вокальных органов, языка и губ.

При этом говорить научиться значительно проще, чем писать: ведь аппарат образования речи находится близко к головному мозгу, нервные пути короткие, и импульсы доходят до мышц языка в несколько раз быстрее, чем до пальцев. К тому же, мышцы языка имеют симметричную, двустороннюю иннервацию от полушарий головного мозга. У детей – дизартриков возникают проблемы со шнурками и с пуговицами, которым они предпочитают «молнию». Часто такие дети испытывают затруднения в рисунках – у них с трудом получается технологический процесс рисования, а также вырезания из бумаги.

Подобные затруднения у таких детей можно найти и при координированной работе сложных мышечных групп: при выполнении танцевальных фигур, соблюдении точного ритма. Так, возникают трудности при пользовании скакалкой, поддержании равновесия на одной ноге.

О стертой дизартрии у ребенка

Стертая форма дизартрии, на первый взгляд, вовсе и не кажется таковой: ведь малыш говорит, что еще надо? Но, если побеседовать с ребенком логопеду, то можно заметить следующие признаки:

  • Назолалия (речь в нос), нарушение интонации;
  • Обеднение артикуляции, отсутствие речевого выражения и экспрессии;
  • Недостаточные движения губами;
  • Наличие плохой дикции, речь становится смазанной, у ребенка «каша во рту»;
  • Дети с такой формой нарушения речи сознательно обедняют свои фразы, используя простые и односложные слова;
  • У ребенка понижена способность к подражанию и речевой фантазии: он затрудняется при просьбе повторить голоса животных, вой ветра, скрип двери, или эти попытки выходят неудачными;
  • Поскольку у таких детей мало развиты мышцы ротовой полости и языка, так как они мало упражняются речью, у них есть проблемы с жеванием тех продуктов, которые этого требуют: яблоко, морковь, мясо или хлебные корки. Они стараются или избавиться от этого продукта, либо просто складывают пищу за щекой.

Диагностика стертой формы дизартрии может быть проведена с учетом вышеизложенных симптомов даже не логопедом, а внимательными родителями, которые замечают, что ребенок испытывает трудности при речевом контакте, и старается либо уйти от него, либо общаться крайне просто – «да» и «нет». Это не нужно принимать за «краткость – сестру таланта», а следует больше заниматься с ребенком, а в случае неудачи – своевременно обратиться к специалисту – логопеду.

Современные способы лечения

Лечение дизартрии у детей начинается не с визита к логопеду и постоянным занятиям с ним, а с родительской заботы и внимания. Нужно помнить родителям, что развитие правильной речи получает мощный импульс, если развиваются остальные мышечные группы. Так, нужно уделять внимание следующему:

  • Детей нужно приучать летом к катанию на велосипеде, в том числе – двухколесному, игра в прятки, скаканье на скакалке и «кузнечике», совместные игры в бадминтон, настольный теннис. Это замечательно стимулирует мозжечок. Зимой актуально катание на коньках и на лыжах;
  • Занимайтесь с детьми рисованием, лепкой, складыванием мозаики, или конструктора «лего»;
  • При этом не забывайте общаться с ребенком, называйте правильно разные предметы, рассказывайте сказка и разные истории. Фантазируйте. Важна активность ребенка: пусть он дорисует окончание истории, и перескажет рисунок словами;
  • Если ребенок достиг школьного возраста, обращайте внимание на его письменную речь – попробуйте посостязаться с ним на самую красиво нарисованную букву. Пусть он одной рукой нарисует круг, а другой – квадрат;
  • Больше читайте вслух на пару с ребенком, выбирая интересные истории;
  • Давайте ему здоровую еду, которую нужно хорошо пережевывать, не балуйте его «кашками» из жалости. Это приводит к более долгому сроку существованию речевого дефекта.

В том случае, если логопед счел нужным заниматься с вашим ребенком – это нужно проводить регулярно. В арсенале логопеда есть специальные способы гимнастики, различные игры. Высокоэффективен логопедический массаж при дизартрии, который проводится регулярно.

О лекарствах

Чтобы скорректировать незначительные нарушения речевого развития у ребенка, не нужны никакие лекарственные препараты, тем более что ни один из препаратов не может вылечить нарушения речи. Лекарственные препараты могут улучшать метаболизм клеток мозговой ткани, кровообращение, нормализовать в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения.

Но эти препараты назначают врачи: детский невролог совместно с логопедом. Не стоит браться за самолечение: ведь можно маленькому пациенту дать вместо успокаивающего препарата активизирующий, и наоборот. Поэтому должен за дело браться врач.

О лечении дизартрии у взрослых

Нарушениями речи у взрослых, которые возникли вследствие болезни, например, инсульта, занимается уже специалист – логопед для взрослых. Эта специальность называется афазиология. Работать с пациентами после инсульта, восстанавливать речь, письмо и восприятие, как устной, так и письменной речи – это работа афазиолога.

Поскольку при инсультах, кровоизлияниях, травмах часто развивается органическое поражение центральной нервной системы, и даже гибель нейронов и проводящих путей, то необходимо создать связи с другими нервными клетками, которые остались целы, но «не занимались» речью. Для этого нужно терпение, спокойствие и целенаправленное желание.

Восстановление речи, как и вообще, восстановление после инсультов нужно начинать как можно раньше: не имеет никакого смысла браться за это дело через год: начинать занятия с афазиологом нужно при нормализации сознания, несмотря на стойкие нарушения понимания и моторики речи. Только тогда результаты занятий будут удовлетворительными, и принесут вам пользу и радость общения.

– расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Общие сведения

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт , хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов , родовые травмы , асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных , недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита , энцефалита), гнойного среднего отита , гидроцефалии , черепно-мозговой травмы , тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом , травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга . Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом , боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией , болезнью Паркинсона , миотонией , миастенией , церебральным атеросклерозом , нейросифилисом , олигофренией .

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию , связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию , связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию , связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию , связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию , связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией , при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии .

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия . Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии , тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия , тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии , электромиографии , электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции , МРТ головного мозга и др.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

Похожие публикации